Национализм в Якутии

С начала 90-х годов 400 тысяч русских, живущих в республике с названием Республика Саха (Якутия), считаются гражданами второго сорта. Место первого сорта занимают граждане якутской национальности. Их тоже 400 тысяч

В те смутные годы искусственные территориальные образования в одночасье, не спрашивая разрешений, брали себе статус республик. К статусу прилагались и свой президент, и свой парламент, а кое-где в местечковые Конституции пытались добавить специальные статьи, поясняющие, кто на данной территории РФ является титульной нацией, а кто «понаехал» из Московии. Намек был непрозрачный, и «понаехавшие» потомки русских первопроходцев и комсомольцев с великих строек эпохи опять начали увязывать котомки. Пик отъездов русских и русскоязычных из далекой Республики Саха-Якутия пришелся на конец 90-х годов ХХ - начало XXI века. С 1989 по 2002 год русских в республике стало меньше на 170 тысяч человек, 29% от миллионного населения. Корреспондент «КП» выехал в Республику Саха-Якутия посмотреть своими глазами, кто откуда «понаехал» и кого и как притесняют.

Якутск - город-штамп

Город, выстроенный на вечной мерзлоте, - сущий подарок для журналиста-международника брежневских времен. Двухсоттысячный Якутск - готовая картинка для репортажа о капитализме. На единственной полноценной улице, проспекте Ленина, - почти полсотни магазинов, торгующих алмазами и золотом. В промежутки между магазинами встроены шикарные отели и офисы добывающих корпораций. Не улица - витрина, вот только заглядывать за нее не рекомендуется. За фасадами облупившиеся пятиэтажки-«хрущобы», стоящие на сваях. Между ними доживают свой век почерневшие хибары, помнящие ссыльных большевиков и эсеров.

Везде, где только можно, в городе воткнуты деревянные тотемные столбы - сэргэ. Не сразу, но доходит, что все эти шаманские инсталляции - нечто большее, чем декорации для туристов. И все на самом деле очень-очень серьезно. На каждом углу агитационные плакаты на якутском языке настойчиво призывают чтить, помнить и разучивать древний эпос народа саха - Олонхэ. Пока в России академики спорят, нужно ли преподавать «основы православной культуры» или это мракобесие, якутские школьники разных национальностей четко знают, что у них 9 богов и есть «верхний» и «нижний» мир. Такая вот местная эклектика - от «кодекса строителя коммунизма» - вперед, без пересадок, в прошлое - в каменный век седых и суровых божеств.

В сувенирной лавке я, памятуя о почти поголовном православии якутов, спросил, нет ли у них в продаже костяных четок. Продавщица-якутка рассматривала меня долго. А потом с неповторимым омерзением сказала:

- Четок не продаем. Вообще. Вон конский хвост шаманский купите...

ЯкутЫ давят...

- Если человеку не хочется ходить с конским хвостом, он берет и уезжает куда глаза глядят?

- Не! Докуда денег хватит! - хохочет Сергей Никифоров, уже бывший якутянин. И растолковывает мне: - Кому-то до Хабаровска хватает, а мне вот до Рязани хватило. Семь тысяч рублей сплавить контейнер по речке до железной дороги и 28 тысяч - до станции Рязань-Товарная. Как там Россия-матушка, расскажи, я ж в Рязани не был никогда!

Я разыскал свежеиспеченного мигранта в Речном порту, где он оформлял последние документы на грузовой контейнер. Боялся, не будет со мной разговаривать, а оказалось ровно наоборот. Собеседник мой - типичный северянин. Работал на приисках, подорвал здоровье. Пока поправлялся - трудился в зоне, вольнонаемным. Клал плитку и кирпич, водил грузовики и бульдозеры - 12 профессий и ослепительная железная улыбка. Не пьет, в общем, мечта любого кадровика. Под Рязанью Сергей уже купил дом, за 60 тысяч рублей. Отправил туда жену, а сам, деятельная натура, пока выправлял себе пенсию и занимался продажей квартиры, взял на месяц в аренду таксомотор.

- Почему уезжаешь? - спросил я Сергея в лоб. - Не похоже, чтобы ты тут бедствовал...

- А чо тут делать? Все последние 10 лет - подай-принеси-привари-почини. Даже в бригадиры не пробиться, хотя у меня глотка - ого! ЯкутЫ давят, - доверительно сообщил мне Сергей. Сказал по-местному, с ударением на последнюю гласную.

- Как?

- Не пробиться. Снизу доверху. Вот только в речфлот их стараются не пускать. Тебя куда отвезти? Институт проблем малых народов Севера? Вот в натуре, кого якутЫ запрессовали наглухо! Нас, русских, тут все-таки 400 тысяч, половина населения. А их - полтора грузовика, и безответные они, как дети. Поехали, трущобы наши посмотришь. Не, таких трущоб ты еще не видел...

Ансамбли есть - а жизни нет

Наша ржавая «Волга» плыла по Якутску, подобно утлому челну, и вода хлестала сквозь ее дырявое днище. Я смотрел вдаль и радовался, что не решился идти сюда пешком. Лужи занимали всю ширину улицы - от забора до забора, - и обойти их не было никакой возможности, только вплавь. В очередной яме двигатель захлестнула набежавшая волна. Серега сноровисто скинул тапки и вылез на капот, а я пошел в институт босиком.

По последней переписи эвенов, юкагиров, эвенков осталось всего 2,3 процента от миллиона. Как и русские, они считаются не титульными, а коренными.

Вячеслав Шадрин, научный сотрудник и председатель совета старейшин юкагиров, общался со мной в жутком, облупившемся кабинете. Мысли излагал куда как осторожно, но приветливо. Чувствовалось, что пресса вниманием ни малые народы, ни институт не балует. Из обтекаемых фраз вырисовывалась арифметика вымирания:

- После развала СССР малые народы Севера в отличие от титульного народа оказались в худшей ситуации. Ниша функционирования языков и культуры оставалась в традиционном промысле - охота, рыболовство, оленеводство. А промыслов этих больше нет...

- Как нет?

Вячеслав Иванович, сам в прошлом глава охотничьей общины, все мне объяснил популярно. Нынешние власти прекратили дотировать традиционные промыслы в 90-х годах. Раньше снегоход «Буран» можно было поменять на 20 шкурок соболя, теперь на 80 - 100. Съездить в Якутск - 50 тысяч рублей при среднем ежемесячном заработке в 3500. При такой стоимости авиаперевозок ни оленина, ни рыба никому не нужны. Проще закупить в Норвегии. Натуральное хозяйство опять вернулось на Север Якутии.

- Ансамбли фольклорные есть, обряды гостям могут показать, а вот жизни в народе уже нет... - с горечью говорит собеседник и рассказывает дикие истории, не укладывающиеся в голове. Как для вызова санитарного вертолета требуют отправить из стойбища факс с подтверждением оплаты ложного вызова. О том, как зимой везли в больницу парализованного охотника, привязав его сыромятным ремнем к снегоходу. Привезли замороженный труп, потому что власти решили, что полный паралич - это еще не повод жечь горючку и тратить моторесурс вертолета.

Интересуюсь на прощание:

- Неужели республиканские власти заботятся только о якутах?

Вячеслав Иванович отвечает уклончиво, твердо глядя в настенный календарь:

- Есть разные программы... Они не подразделяются по национальному признаку.

Но какие это программы и в каком виде благодать от них проливается на малые народы, рассказать Вячеслав Шадрин не смог.

«Фашист из меня никудышный...»

С порога заявил мне лидер русской общины Сергей Юрков.

- Не выйдет из меня фашиста. У меня жена якутка! А вот то, что происходит с русскими в республике, будит во мне злобу. При этом мы не требуем для русских исключительных прав. Нам нужны равные права!

По словам Сергея Юркова, в бывшем СССР именно в Якутии был самый большой процент межнациональных браков. Возникла даже новая народность - сахаляры, люди, у которых один из родителей русский. Проблемы начались в 90-х годах с заявления первого в мире президента с ветеринарным образованием о том, что есть нации титульные... и не очень. Не титульных, то есть русских, оказалась ровно половина. Многовато. Следующий шаг был сделан 22 апреля 1993 года. Принятая концепция государственной кадровой политики Республики Саха гласила: «Стратегической задачей должно стать формирование качественного нового состава национальных кадров». Сказано - сделано. По данным Роскомстата, в 2001 году правительство республики уже на 80% состояло из якутов, они же возглавили 90% городских и улусных администраций. И русские побежали из республики - не видя перспектив ни для себя, ни для детей. Для пущей скорости были задействованы экономические механизмы.

- В 90-х начали закрывать предприятия, - рассказывает Сергей Юрков.

- Они, как правило, градообразующие. Стали вымирать поселки, особенно на Северах. Президент Николаев публично заявил, что Якутии для прокорма хватит одних алмазов. «Алданзолото» пошло под банкротство, «Якутуголь» закрывался. Русаки побежали, а куда им деваться? Сидеть в тундре, в поселках без света, тепла и работы?

Сергей Юрков загибает пальцы, перечисляя обиды русской общины. Русских не принимают в Якутский университет, только на платное отделение. По мнению моего собеседника, это «сознательное обыдлячивание русских». И русским, и якутам не нравится насаждение неошаманизма в православной республике - по садикам уже шаманы ходят. Злит строящийся хамский памятник у православного храма. Исчезнувшее слово «русский» с фасада Академического театра не добавило любви к властям... И, наконец, Сергей Юрков доходит до более-менее личных проблем.

- Нашу русскую общину ликвидировали месяц назад. Я дал интервью одному столичному корреспонденту о положении русских, и нас сразу же прихлопнули. Мол, балансовые отчеты не присылали. Вот эти отчеты, все! - С этими словами мой собеседник шлепает на стол увесистую папку с документами. - Нас закрыли перед Конгрессом народов России. За неделю до начала.

- Сами-то не боитесь проблем?

- Не боюсь, - твердо говорит общинник. - Отбоялся свое еще в 90-х, когда мне на двери писали: «Убирайся в Москву!» А бизнес у меня зарегистрирован в другом городе.

В поисках пропавшего слова

Сергей Юрков был прав - уличного, нутряно-животного национализма в Якутии нет. Явственно тянет рознью сверху, причем лукаво, не открыто. Бывший «Русский театр» оказался одним из тусовочных мест городской молодежи. У античного портика припарковались десятки пожилых праворуких «японок», и в каждой второй машине музыка ухала так, что пузырилась тонировочная пленка на стеклах. Хоть площадь перед театром и считается «русской тусовкой», время тут убивают все вперемешку. Компания стритрейсеров дергала убитый «спринтер» за антикрыло, прикидывая, отвалится ли оно во время гонок или еще поживет? Спросил молодых парней про слово «русский» на фасаде и неожиданно оказался в центре яростного спора. Кто кричал: «Было!» А кто, наоборот... Наконец хлопец-якут в «гонщицкой» куртке сообразил первый:

- Пацаны! Следы должны были остаться!

И юркнул в багажник за мощным аккумуляторным фонарем. Точно. На левом портике буквы слишком крупные! Спор завершил наряд милиции, заглянувший на огонек. Сержант подтвердил: слово «русский» было, но сплыло...

Утром я был в приемной директора театра. Из краткой экскурсии по выставке в фойе я узнал, что «Русский театр» появился в 1920 году, создали его бывшие ссыльные, и свое название он не менял даже в лучшие годы советской власти.

Директор театра, 80-летний Иван Иванович Подойницын, крепко потряс заезжего журналиста. Потряс экспрессией и артистизмом, флотским тельником под крахмальной рубашкой, золотыми запонками в сочетании со здоровенной пороховой татуировкой... И упорным нежеланием говорить о пропавшем слове. Вместо этого Иван Иванович кратко, всего за час, пересказал мне свою трудовую биографию: от работы с 13 лет на коннотоварной ферме до служения музам. Когда батарейки в диктофоне почти сели, я дерзнул прервать плавные речи собеседника:

- Иван Иванович, а куда слово «русский» с фасада исчезло? Не я один интересуюсь, всем любопытно...

- Это же смешно! - воскликнул Иван Иванович и театрально всплеснул руками. - Зачем мне это слово? Меня Иван зовут, что, мне это слово - «русский» - еще и на лбу написать?

- Но все-таки, - не сдавался настырный корреспондент.

- Было слово. Но оно неудобно там смотрелось, потому и убрали.

Я продолжал упираться:

- При каких обстоятельствах убрали слово?

Но тут в наш разговор резко вступила заместитель директора и доложила Ивану Ивановичу:

- Восстановим слово «русский». Уже фирму нашли, которая сделает...

Не знаю, насколько сказанное выполнимо, но, вполне удовлетворившись, я откланялся.

Памятник поверженному православию

Официально этот памятник посвящен 375-летию вхождения Якутии в состав Российской Федерации. Бронзовый мужик, сидящий верхом на бревне, - основатель Якутска Петр Бекетов,  нареканий ни у кого не вызывает: рубит  что-то у подножия грандиозного сооружения. Но дальше начинается самое интересное: фундамент памятника непростой - древнерусская церквушка. Вот только вместо куполов и положенного креста на нее водружен 20-метровый тотемный столб, сэргэ, увенчанный четырьмя конскими головами.

По замыслу создателей памятник должен был наконец-то закрыть собой старинный Преображенский кафедральный собор, построенный на доминанте. В народе эта постмодернистская конструкция восторга не вызвала. Скорее наоборот. Писались коллективные письма в правительство и в Москву, и памятник то прекращали строить, то опять начинали - по принципу «собака лает, караван идет». И сейчас на стройплощадке кран неспешно тягал бетонные плиты - укреплял фундамент хамоватого сооружения. В Департаменте народов и федеративных отношений руководитель Афанасий Мигалкин посоветовал мне «не противопоставлять  и не искать различия». И в утешение мне долго перечислял русские слова, заимствованные из тюркских языков. А по поводу шаманизма сказал как отрезал: «Нравится он кому или нет, но шаманизм есть, и я его запрещать не буду».

Я зашел на воскресную службу в Преображенский собор. Как и говорили мне, якутов  и русских в храме было примерно поровну, и мнение о памятнике было, мягко говоря, любопытное: «Давайте выйдем за ограду храма, и я вам скажу все, что думаю, а здесь такие слова произносить нельзя».

В епархии дела духовные отказались комментировать наотрез. Как сообщил мне  секретарь владыки Якутского: «Все-все уехали, вообще все, никого нет в епархии. Вы здесь до понедельника будете? Ну вот, все только в среду приедут». Позиция иерархов церкви в вопросах твердости и сбережения веры меня  удивила в бог знает какой раз. Но Бог им судья. Ситуацию прояснил  один из священнослужителей, правда, взяв  с меня клятву о том, что я и на Страшном суде не открою его имени. По словам батюшки, владыке Зосиме постоянно напоминали об этом памятнике. Но он сказал просто: «Ничего страшного, пусть строят» - и на этом вообще закрыл обсуждение этой темы. Я удивился:

- Почему? Нельзя прощать  врагам веры!

Батюшка смиренно ответил:

- Они уже наказаны своим безверием. Вы знаете, что бич северных народов - самоубийства? С недавних пор они вернулись в Якутию. Просто христианская вера такой грех не попускает, а в вере языческой в этом нет ничего страшного. Просто переходишь из одного мира в другой. Якутский народ во имя православия совершил множество духовных подвигов, как ни один другой. Так что и это пройдет. Уже проходит. Не прижились здесь неоязычники, это всем уже понятно.

Я удивился:

- Не прижились, но кто-то ставит везде сэргэ, этот памятник опять же в копеечку обойдется!

Батюшка махнул рукой в туманные дали. За спиной бронзового Ленина высился Дом правительства.

- Там поспрошай, и храни тебя Господь.

Незваный журналист

Удивительное дело, в июне мне раз десять звонили из Якутии - звали в гости, специальным чартером для журналистов, за счет правительства. Зазывали так настойчиво, что к пятому звонку стало ясно - ерунда какая-то творится в далекой Якутии. Точно. Министерства, департаменты и деканаты ушли в глухую оборону, и пару раз мне намекали: мол, приезжать надо, когда приглашают, а не болтаться по республике без спроса. На любой вопрос следовал ответ: «Мы с вами не будем разговаривать без распоряжения из администрации президента». Плюнув, я начал осваивать вертикаль власти явочным порядком.

В Министерстве культуры, куда я заявился инкогнито и без вещей, царила легкая суета. Взад и вперед на вытянутых руках переносились  какие-то  здоровенные картонные макеты юрт и оленьи рога, бегали люди с папками. Наконец, в одном кабинете распахнулась дверь и кто-то звонко крикнул в коридор: «Ура! Минфин дал денег на фильм «Рождение шамана»!» Я пошел на гул голосов разделить радость с работниками культуры. Встретили меня неприветливо:

- Вы кто?

- Журналист «Комсомолки».

- Что вам угодно?

- Хочу поговорить о возрождении шаманизма, православии, духовности, национализме.

- Тут поговорили с одним... Как вы прошли в здание? Если вы не выйдете сейчас же, мы позвоним охране!

Я вышел, но не ушел. На лестнице меня догнал парень, Тускул Афанасьев, как он представился, из «Союза Саха Омук». Предложил поговорить откровенно. Мы выбрали коридор потише и подоконник пошире.

- Поймите, мы возрождаем нашу культуру, возвращаемся к ее истокам. Мы 400 лет назад совсем не добровольно приняли другую веру. Разумеется, это многим не нравится, но мы не взрываем и не убиваем ради возрождения, и что в этом плохого? Вот объясните, что вас там в России не устраивает?

- Скажу за себя. Меня лично не устраивает, что это делается навязчиво, без учета мнения иных верующих, коих в республике 80%. И мне непонятна конечная цель.

Тускул посмотрел на меня, как на душевнобольного ребенка:

- Народ саха уже ощущает себя нацией, но этого мало. Мы не хотим смотреть, у нас берут все ценное - нефть, алмазы, пушнину, а взамен сбрасывают всякий мусор - ссыльных и уголовников. Слышали выражение: «Якутия - зона без забора»?

По словам собеседника, они могли бы и сами прекрасно работать с Западом без посредничества России и российского же безбрежного воровства и колонизаторства. Хотел я напомнить своему собеседнику про разницу между «российским колонизаторством» и западным, рассказать про десять миллионов индейцев или тех же иракцев, которые сейчас в полный рост «сотрудничают с Западом напрямую». Но не стал. Как бы ни звучало это цинично, но такую разницу лучше постигать на практике. Правда, ни России, ни Якутии в этом случае на карте уже не будет.

Учение - свет или все-таки тьма?

В Якутский государственный университет я отправился, как метко выразились в Министерстве образования Республики Саха, «с уже сложившимся, предвзятым мнением». Мнение мне «сложил» злокозненный Госкомстат РФ, который знает все. Из скучных цифр вырисовывались любопытные факты. Например, 26% якутов старше 15 лет имеют высшее образование, а образованных русских лишь 14%.  В Якутске мне не раз жаловались, что русскому невозможно поступить на бесплатное обучение в вуз. Клевета, уверяли меня в администрации президента, такой статистики никто не ведет! Однако по таблице № 10 Госкомстата «Население отдельных национальностей по источникам средств к существованию» 5127 якутов получают стипендию, а русских стипендиатов всего 271 человек...

Я битый час бродил по двум корпусам ЯГУ, и  среди поступающих нашел только двух русских абитуриентов.  Толстая и некрасивая  отличница из Мирного говорить со мной не захотела по банальной причине: «Не хочу вылететь с первого курса». Зато со мной пообщался отец абитуриента из Нюрбы. В прошлом году у него поступала дочь-медалистка на таможенное дело. В приемной комиссии сказали, что  мест нет, а потом неосмотрительно вывесили список с несколькими зачисленными.

Мой собеседник успел этот список сорвать. Скандал закончился тем, что дочери пришлось подавать документы в Воронежский университет. Ни Питер, ни Москву семья не потянула, а про поступление в якутские вузы можно было забыть. К поступлению сына готовились основательнее - он целый год  учил якутский язык. На собеседовании очень удивились, поинтересовались национальностью и документы взяли.

В ректорате о национальной политике ЯГУ со мной говорить отказались, отправили обратно в Министерство образования, но, на мое счастье, со мной согласилась пообщаться Евгения Михайлова, вице-президент республики, чиновник с огромным педагогическим стажем. Разговор у нас получился странный - слепого с глухим.

- Вот мне только что прислали ответ из Госкомстата. В нем написано, что государственная статистика РФ не занимается такими вопросами. Поэтому утверждение, что якутов, получающих высшее образование, в два раза больше, чем русских, не имеет под  собой основания.

- Хорошо, допустим, не занимается. Но я так и не понял, почему среди абитуриентов, поступающих в ЯГУ в этом году, я нашел всего двух русских ребят.

- Может быть, вы не в то время зашли?

- Я два или три раза заходил.

- Если вы увидели в университете двух якутов и одного русского, это не дает вам права утверждать, что только якуты поступают в университет.

Мы сами во всем виноваты

В последний день командировки я уехал за Лену, к настоящему якутскому казаку Руслану Хмелеву. Атаман восстанавливает не декоративно-городской, а самый настоящий казацкий курень Хатасский Наслег. Мы сидели на лавочке над почти что бездонным обрывом и смотрели, как в Лену садится солнце. Атаман говорил, я слушал:

- Пассивность меня и убивает, и объясняет, почему мы, русские, находимся по всей империи в таком плачевном и жалком состоянии. Это Господь дает нам такие испытания, и мы расплачиваемся.

Здесь национализм идет сверху. Положение русских внизу в целом не самое плохое. То, что наверху кричат, мол, русские - завоеватели, это уровень трепа, не более. Говорил я тут с якутским националистом... (Атаман повел могучими плечами.) Умные люди всегда договорятся. Вот я его спрашиваю: сколько было якутов по первой ясачной переписи? Три тысячи пятьсот душ, а сейчас почти 500 тысяч. Разницу чуешь? Математическую? Вот ты стоишь передо мной. Якут, знаешь свой родной язык. У тебя есть культура - якутские художники и писатели, якутский театр и газеты... Какие мы тебе завоеватели, мы братья! Он подумал-подумал и говорит: ты прав! А эта легенда знаменитая...  Якобы в середине 90-х какой-то якут кричал в автобусе: «Мы все с папками будем ходить, а вы с метлами!» Мало кто знает, какая концовка у этой легенды. Так вот  старый якут так и сказал этому пассажиру: «Если они (русские. - Прим. авт.) отсюда уедут, тебе метелка не понадобится, ты забудешь, что это такое!» В общем, парень этот вышел на следующей остановке, стыдно ему стало. А все поехали дальше, в одном автобусе - и русские, и якуты.

КОМПЕТЕНТНО

Вячеслав ГЛАЗЫЧЕВ, член «Общественной палаты»: Национальные республики - кормушка для местных кланов

- Мина была заложена германскими романтиками. От них идею «права наций на самоопределение» перенял Бисмарк, который эту идею воплотил в жизнь, слепив из множества княжеств единую Германию.  Идею переняли и русские большевики, увидевшие в «национально-освободительной борьбе» возможность развалить государства и весь капиталистический мир.

Давняя мина сработала, как только в 1991 г. лопнули проржавевшие скрепы КПСС. Деструктивное прилагательное «титульный» было мгновенно подхвачено советской номенклатурой, занявшейся «национализацией» власти.

Укрепление России в путинский период пригасило этот энтузиазм, но он никуда не исчез. Подогреваемые из-за рубежа попытки раскрутить финно-угорский мотив «угнетенности», к счастью, не дали сколько-нибудь существенного результата. В Татарстане Шаймиеву удалось охладить наиболее горячие головы. Но казанский журналист яростно убеждал меня, что латиница гораздо лучше  передает оттенки произношения татарских слов, чем кириллица! А у входа в мечеть в Набережных Челнах на вопрос, заданный по-русски, можно услышать: «Вы тут в гостях, говорите по-татарски!» Удалить ядовитые сорняки можно только одним способом - признать наконец, что есть только одна нация - Россия, в которой мирно сосуществуют и развиваются крупные и малочисленные этнокультурные общности.

Якутия президента Штырова стоит особняком, тенденция выдавливания неякутов из системы управления и системы высшего образования подтверждается немалым числом компетентных якутов по крови, осознающих себя и гражданами России.

Мало кто обращает внимание на факт, что практически вся прибыль от продажи алмазов возвращается в Якутию в виде субсидий из федерального бюджета, обеспечивая там наивысший уровень бюджетной обеспеченности на одного жителя - свыше 50 тыс. руб. в год (в соседней Магаданской области в два с половиной раза меньше). Все сливки с этого потока снимает местная семейно-клановая бюрократия. Теоретически есть путь искусственного, нажимного изменения ситуации, но он чреват  неприятностями. Есть другой путь - вхождение на территорию агентов экономического развития, будь то госмонополии или частные корпорации, тесно сопряженные с общегосударственными интересами и в минимальной степени зависящие от локальных элит.

И есть основания полагать, что в ближайшие годы изменения пойдут именно этим путем. Тогда пережитки «минной» операции полуторавековой давности вроде нелепой практики заключения договоров между органическим целым и органическими его частями отомрут так же, как рано или поздно отмирают все пустые формы.

"Якут с большой буквы Я"

Табык - это боевой барабан монголов. Большой такой, обтянутый лошадиной кожей. Звук негромкий, но от него вибрирует весь организм и подкашиваются ноги. В табык бьет Андрей Савич Борисов - министр культуры и духовного развития республики, а также директор Театра Саха, режиссер фильма "По велению Чингисхана", лидер движения "Саха омук" ("Якутское национальное единство") и просто якут. "С большой буквы Я", - шутят подчиненные.

Первое, чем даже на расстоянии удивляет Якутия, - это имена ее жителей. Если слышишь на редкость русское ФИО - это первый признак, что имеешь дело с якутом. Подавляющее большинство представителей народа саха еще 2 века назад чистосердечно приняли православие. Например, еще одного активиста местного национального движения зовут Спиридон. А есть еще Федот и Афанасий.

- ...Там несутся по глади степей табуны низкорослых коней! Там, в степях, далеко-далеко кто-то первым пропел олонхо! - запевает под барабан министр Борисов. Олонхо - это героический якутский эпос. Именем олонхо в Якутии названо целое десятилетие - с 2006 по 2015 год. Андрей Савич уже заявил, что на возрождение этого эпоса республике потребуется не меньше миллиарда рублей.

За спиной у бьющего в барабан министра - портрет Чингисхана в полный рост и карта его империи, границы которой почти полностью совпадают с территорией Евразии, - повезло только Индии, Израилю и частичке Западной Европы.

- Россия - правопреемница империи монголов, - считает Андрей Савич. - Именно об этом мой фильм "По велению Чингисхана". Уже отснято 108 часов. Потрачено почти 6 миллионов долларов. Что? Да, конечно, из бюджета. В фильме снимаются все актеры мира, которые когда-либо играли этого великого человека. Даже из Голливуда одного пригласили.

- На роль главного героя?

- Нет, он будет играть телохранителя найманской царевны. А Чингисханом у нас стал актер из Тувы. Съемки фильма мы решили вести во всех тюрко-монгольских государствах мира, в том числе и в нашем.

- В России?

- Нет, в Якутии.

"Вы будете полы мыть, а мы - с портфелями ходить"

"Республика Саха (Якутия) является демократическим правовым государством, основанным на праве народа на самоопределение" - это цитата из местной Конституции. До недавнего времени якутское "государство" имело в своем Основном Законе еще один эпитет - "суверенное". С приходом Путина это слово пришлось убрать, но в названии главного якутского праздника оно осталось до сих пор. 27 сентября республика официально празднует День принятия Декларации о государственном суверенитете.

Последние 15 лет истории Якутии - это яркий пример того, как легко можно возбудить национализм на абсолютно голом месте. В отличие от многих других народов России, в истории якутского этноса нет ни малейшего повода не любить русских. Даже поклонник Чингисхана Андрей Савич Борисов признает, что после прихода в XVII веке на Лену казаков территория проживания народа саха увеличилась в десятки раз.

- Знаете, как наши предки узнали о том, что к нам идут русские? - улыбается министр. - По Лене к ним приплыли щепки. И якуты поняли, что с верховья идут какие-то серьезные люди, у которых есть топоры. А значит, с ними надо дружить.

- В лице якутов русские казаки нашли себе стратегических союзников, - продолжает исторический экскурс директор республиканского фонда развития казачества Александр Гриценко. - Эти два народа вместе стали осваивать Северо-Восточную Сибирь. Казаки силой оружия замиряли непокорные северные племена - эвенков, юкагиров, чукчей, а якутов оставляли в качестве своих наместников.

Из окна "Казачьего подворья", расположенного в центре города, хорошо виден огромный плакат: "375 лет вхождения Якутии в состав России". Именно так теперь называет события XVII века местная пропаганда.

- Якуты и русские жили здесь душа в душу до начала 90-х годов, - рассказывает местный предприниматель и неформальный лидер русской общины Сергей Юрков. - По количеству смешанных браков этот регион был на одном из первых мест в СССР. Все изменилось с избранием на пост президента Михаила Николаева - человека с ветеринарным образованием. Он теперь работает представителем республики в Совете федерации. Именно Николаев, по мнению большинства местных русских, предоставил якутам моральное право сначала на высокомерие, а потом - на национализм.

- Каким образом?

- Поначалу риторикой, а затем и преференциями для представителей титульной национальности. Мы очень хорошо помним его заявления о том, что якуты должны иметь приоритет в медицинском обслуживании. Что именно якутский народ имеет навыки к управлению. Фраза "Вы нам подходите, но... нам нужно воспитывать национальные кадры" стала восприниматься как норма. А на бытовом уровне приходилось слышать и такое: "Да, теперь вы будете полы мыть, а мы - с портфелями ходить". Мы не забыли, как после заявления Николаева о том, что для процветания якутскому народу одних алмазов хватит за глаза, в республике одно за другим закрылись доходные градообразующие предприятия. В первую очередь это ударило по русским, занятым в горной промышленности. Результат этой политики налицо: с 1989 по 2002 год русское население в Якутии сократилось с 550 до 390 тысяч, то есть на треть.

"Умный якут русского не обидит"

Слова Юркова в конфиденциальных разговорах подтверждают большинство представителей местной элиты. В том числе и многие якуты.

- В 90-е годы в республике был спровоцирован всплеск сельского национализма, - на условиях анонимности высказал свое мнение служащий среднего звена в администрации Якутии. - Водораздел поначалу проходил не между русскими и якутами, а между городскими жителями и приезжими из улусов. Вот я, например, якут и мой сын - якут, а бывало у нас такое: приходит мой сын домой побитый, я его спрашиваю: "Где ты так?", - а он отвечает: "С якутами подрались". С деревенскими, значит.

- А потом?

- А потом и городские потянулись к привилегиям. Ведь трудно отказать себе в том, чтобы воспользоваться национальным преимуществом. Тем более в трудные времена.

- Николаев был националистом-романтиком, - считает другой работник администрации. - Он мыслил себя этаким Чингисханом якутского народа. Точнее - Тыгыном Дарханом.

- Кем?

- Ну, это наш национальный герой. Сейчас его именем лучшую гостиницу в городе назвали. Он был типа Владимира Красное Солнышко. Тоже пытался когда-то объединить разрозненные якутские племена в единую нацию. Только у него не получилось.

"Здесь жил и работал великий якутский начальник ЖЭКа"

По центральному проспекту идешь, как вдоль захоронений кремлевской стены: через каждые 5 метров - мемориальные доски. Здесь жил такой-то якутский поэт, а здесь - такой-то якутский певец, рядом - якутский общественный деятель, глава такого-то управления, такого-то отдела, руководитель такого-то ЖЭКа, начальник транспортного цеха такого-то предприятия... А вот... Театр имени Пушкина.

- Раньше он назывался "Русский театр имени Пушкина", - говорит участница творческого объединения "Северина" Зоя Щербакова. - Но после очередного ремонта фасада слово "русский" из названия исчезло. Зато в 200 метрах отсюда стоит новенькое здание, на котором огромными буквами написано: "Театр Саха".

Якутск еще 20 лет назад был по преимуществу русским городом. Сегодня якутов на улицах - процентов 70. В темное время суток выходить из дома опасно. Город оказывается во власти хулиганских группировок, состоящих из отчисленных студентов. Они не собираются возвращаться в свои улусы, живут случайными заработками, а по ночам сбиваются в стаи, напиваются и в этом состоянии способны на все: как и у большинства северных народов, у якутов организм очень плохо справляется с алкоголем.

В Якутском государственном университете (ЯГУ) я провел около 3 часов и за это время не увидел ни одного русского студента. Зато встретил одного русского преподавателя - Ларису Писареву, доцента кафедры экономика труда и социальных отношений. Мои впечатления она объяснила так:

- У русских есть стереотип, что учиться надо в Москве.

- А почему же тогда их достаточно много в местных платных вузах?

Доцент говорит еще что-то и почему-то отводит глаза в сторону.

Министр культуры и духовного развития Андрей Савич Борисов, в чью компетенцию входит и ЯГУ, оказался более откровенным:

- Разумеется, есть фактор личных отношений. В республике живет чуть меньше миллиона человек, все друг друга знают и преподаватель-якут так или иначе оказывается пристрастным. Это приводит к тому, что подавляющее большинство студентов тоже оказываются якутами.

- А переломить эту ситуацию - никак?

Андрей Савич немного помолчал и ответил совсем честно:

- Но ведь это национальная республика. Значит, представители титульной национальности должны иметь некоторый приоритет. Разве не так?

"Отдельные русские"

Иеродьякон Ефрем, заведующий канцелярией местного епархиального управления, должен был сегодня присутствовать на презентации книги об истории якутского шаманизма. В канцелярию пришло приглашение из администрации, но представители православного духовенства решили на мероприятие не идти. Тем не менее со мной отец Ефрем ведет разговор предельно осторожно:

- В наших церквях и русские, и якуты вместе молятся и даже служат. Я более того скажу - если русский принимает крещение, это еще не значит, что он будет регулярно ходить в церковь. У якутов же более цельная натура. За крещением, как правило, следует полное воцерковление. Апостол Павел сказал, что во Христе нет ни эллина, ни иудея. То же самое он мог бы сказать и про якутов с русскими.

- Но это во Христе. А в Якутии многие русские жалуются на притеснения со стороны "титульной национальности". Обоснованны ли, на ваш взгляд, их претензии?

Отец Ефрем глубоко вздохнул:

- Церковь не должна разделять. Церковь должна объединять.

- Понятно.

В конфиденциальных беседах представители духовенства говорят несколько по-другому:

- Да, безусловно, притеснения есть, - рассказал другой человек из местной епархии. - Но в большинстве случаях их испытывают лишь "отдельные граждане". Те, которые сами по себе. Одиночки. Их много, но они каждый за себя - понимаете? Вот церковь, например, - это много людей, которые объединены одной верой. Поэтому нас притеснить не так-то просто.

С отдельными людьми я встретился в тот же вечер. 15 отдельных местных русских жаловались на то, что получить бесплатное образование их детям здесь невозможно. Что даже во многих школах преподавание ведется на языке саха. Что знание титульного языка часто требуют при поступлении на работу. Что на съезд отцов республики пригласили всего 8 русских делегатов. Что только в последнее время в городе появились ночные клубы, где русским реально пройти фейс-контроль. Что при Николаеве, когда местные правоохранительные органы возглавляли нацкадры, якутские банды прицельно охотились на улицах за русскими, а милиция все списывала на обычную "хулиганку". Что часто приходится читать в местных газетах публицистические статьи на тему "нам, якутам, надо еще крепче сплотиться, чтобы, в случае если Россия снова ослабеет, обрести полную независимость".

Я все это выслушал, записал, а потом спросил, как кого зовут, чтобы было на кого сослаться. Один отдельный русский назвал свое имя, второй, третий, а четвертый - попросил его в статье не указывать. "И я тоже не хочу себя афишировать", - сказал пятый отдельный русский. "И я тоже", - подумав, ответил шестой. И седьмой, и восьмой. И все остальные. А потом и первые трое отдельных русских как-то съежились и попросили вычеркнуть их фамилии тоже.

http://www.kp.ru/daily/23946/71147/

http://www.kp.ru/daily/23947/71205

http://izvestia.ru/news/324757

14 комментариев




  • rafaelart

    Можно снять мыльную оперу- «Колонизаторы тоже плачут…»

    • Андрей «Чеслав» Афанасьев

      Дебилушка, если бы русские КОЛОНИЗИРОВАЛИ Якутию, то якутов были бы не сотни тысяч, а до десятка тысяч в маленьких резервациях.

      • rafaelart

        Англичане колонизировали Индию, однако индусов меньше не стало, даже наоборот. То же самое с Африкой. Ты похож на собаку на шею которой одет такой конус пластиковый, с ограниченным обзором.Так что ты дэбил , жертва ЕГЭ, тупо смотришь только на те примеры на которые тебе разрешают смотреть. А именно на североамериканских индейцев. КОЛОНИЗАЦИЯ и ГЕНОЦИД это разные вещи, дубина. Ты хоть немного подумай, прежде чем пытаться вести дискуссии!

        • Андрей «Чеслав» Афанасьев

          Процесс вытеснения индейцев Северной Америки и освоения/заселения её европейцами тоже назывался КОЛОНИЗАЦИЕЙ — с Индией разнились цели, численность и развитость местного населения. В Индии англичане тоже проводили геноцид — голодом.

          Поэтому нечего лживо изворачиваться и жонглировать терминами, 3,14здабол ты немытый.

          А Русские Сибирь осваивали, приводя местные народы к подчинению, платежу ясака, но не к истреблению! Были столкновения русских с якутами, были перегибы властей якутского острога (и восстание, разбитое у нынешнего Покровска), но не было ожесточения.

          Если кому и предъявлять претензии к Русским, то это только ЧУКЧАМ(!!!), война с которыми была ооочень ожесточённой, из-за совершенного нежелания последних подчиниться власти «Белого Царя»… но они молчат, оставленные в покое и умасленные дотациями.

          А ныне худшие из якутов, жертвы пьяного зачатия такие как ты, поднимают пыль на тему «русских угнетателей»…

          • rafaelart

            ))) вот дебил.
            Так я же не якут, долбо..б ты, Афоня)))
            Я уже позабыл о тебе , а ты оказывается штудировал литературу.И никто в моей семье не пьёт, ислам запрещает.
            Делать людей по пьяни- это удел твоего «сверхэтноса»))
            В какую деревню не приедешь- одни «синяки»- цвет нации.
            И северные народы вы подсадили на это. У них же тормозов в этом нет. Это как детей на наркоту подсадить.

            То что ты про чукчей прочитал, это ты молодец, хоть какая то польза. Не вечно же тебе валяться просто так
            на диване, пока твоя благоверная харится на трассе , чтобы содержать тебя.
            Чукчи молодцы!!!. будь у них такие возможности как у чеченов сейчас, глядишь и им бы дань платили, как чеченам.

            «Процесс вытеснения индейцев Северной Америки и
            освоения/заселения её европейцами тоже назывался КОЛОНИЗАЦИЕЙ»
            Ну вот ты ответил ПРАВИЛЬНО — ТОЖЕ НАЗЫВАЕТСЯ КОЛОНИЗАЦИЕЙ.
            Где это я писал про»истребление». Херли ты передёргиваешь, в пьяном угаре тебе привиделось это?
            Ты свои мысли мне не приписывай, они на хер мне не нужны.

            Как говно не назови: испражнения, отходы жизнедеятельности и т.д — оно всё равно будет говном.
            И так называемое русское освоение- всё равно колонизация. Почитай истрические труды русских историков
            Хошь дореволюционных, хошь советских. Там написано -колонизация. Я вот помню в учебнике так и было написано-колонизация Сибири, колонизация Средней Азии.
            Это сейчас политкоректные термины подбирают, чтобы казалось, что русские неее, что ты, не с оружием пришли,
            а с цветочками. Но вот с чукчами- яркий пример того что это был захват, да еще и вытеснили с их земель.
            То же самое про восстания. Это антиколониальные восстания.
            А твои слова про «некоторые перегибы»- подмена понятий. Это ты пытаешься неуклюже жонглировать ими.
            Ты там в одном комменте писал про местечковый шовинизм якутов.
            Так у вас же глобальный имперский шовинизм.

            А такие долбо..бы как ты считают, что их нация святая и что каждый срёт чуть ли не золотом.
            И все те чьи земли они захватили, навечно должны подчиниться и не имеют право на самоопределение..
            А х..й вам. Вот уже в некоторые регионы России ты не можешь поехать.
            Не потому что дорог нет там,или билеты не продают туда. А потому что твоё колонизаторское очко
            истерично сжимается от страха при мысли об этом))).

          • Андрей «Чеслав» Афанасьев

            А, так ты чурка крымско-татарская, ну, ясно.
            Я за тобой не слежу, в Дискусе не сижу, а потому отвечаю когда заглядываю.
            Историю России я знаю хорошо и о войнах с чукчами читал уже достаточно давно, так что не льсти себе — из-за тебя кидаться к книгам или википедии не стал.
            А проститутка — твоя мать и твоё проституционное племя (за что и поплатились при «Рябом»).

            Чурка, слово «тоже» относится к британской колонизации Индии и к британской же колонизации Сев. Америки.
            Как я уже написал — Сибирь Русские ОСВАИВАЛИ и присоединили к Российскому государству. Это были не колонии, это были те же губернии. Местных жителей в губерниях не уничтожали, чтобы сжить со своей земли, а просто приводили под ясак (налог). Живи и плати налог — всё! А места всем хватит — такая была логика.
            Чукчи были очень воинственны и не хотели терпеть над собой «Белого Царя» и платить ясак… потому и дрались отчаянно. Но проиграв, в итоге, они остались живы как народ, а не исчезли с лица земли, как десятки тысяч североамериканских индейцев (вот там имела место откровенная политика геноцида).

            Ты помнишь совковые учебники, в которых что бы ни делали цари — всё плохо.
            Если были государственные образования (крымское/сибирское ханства) — покорение с (!) включением знати в новую властную вертикаль.
            Если нет централизованного государства — освоение и присоединение.

            Имперский шовинизм? Если желание сохранить свою страну от растаскивания местечковыми шовинистами на кусочки (а потом эти кусочки — оп, и под протекторатом/колониальным сапогом Китая/Японии/США/НАТО) теперь называется «имперский шовинизм» — то, хер с тобой, называй.

            Долбо*ба ты у себя в зеркале увидишь, а я не говорю, что моя нация святая. Я говорю, что она МОЯ.

            Ну, как же чурка-овце*б и не упомянет про «очко», «сжимание»?

            Так вот, говоря, для доходчивости твоими словами:
            Самоопределяться — попробуй, по чеченскому сценарию, попробуй, или «очко истерично сжимается»(с)?
            Про «некоторые регионы» — да есть пара-тройка, но они бузят до прихода действительно сильного и волевого лидера (а не чмо-путлера). Будет лидер — заткнутся и будут лебезить, как вы всегда лебезите, заискиваете и пресмыкаетесь перед сильным, тая злобу в ваших чёрных душах.

  • Guest

    Простите, конечно, но многое из написанного — ложь!!!! (Я живу в Якутии) А так, да, национализм возможно есть… С обеих сторон…:( Но не ярко проявляющийся.

    • Андрей «Чеслав» Афанасьев

      Вам в статье по-полочкам всё разложили — какие притеснения существуют по отношению к русским, а вы «ложь», «с обеих сторон».
      Вы не привели ни одного аргумента. Вывод — ВЫ лжёте и выгораживаете местечковый шовинизм якутов.

  • Fred Fingers

    Автор ватный до неприличия, впрочем «российская журналистика» сама по себе оксюморон.
    Возрождение же Якутского народа не может не радовать, это их земля и русским там делать нечего.

    • Андрей «Чеслав» Афанасьев

      Эээ, мамбэт, туох дьиигин дээ?

      Это якутская журналистика со статьями на тему «нам, якутам, надо еще крепче сплотиться, чтобы, в случае если Россия снова ослабеет, обрести полную независимость» — позор и ублюдочность. И если ты мне что-то хочешь возразить, то лучше молчи. Я родился и отучился в Якутии. Читал газеты и эту тематику прекрасно видел своими глазами.

      Возрождаться можно мирно — не наступая на права Русского населения.
      Тот кто играется с огнём, оскорбляя русских — когда-нибудь заплатит.

      А про то, что «Русским там делать нечего» — эээ, мамбэт, а давай «вернём всё взад» и посмотрим на ТРУ-историческую землю якутов? Смотрим карту времён Русского освоения Сибири: http://osiktakan.ru/ethnos/rass_tung.jpg

      Долина Туймаада — без вопросов, а всё остальное ни разу не ваше.
      Так что на твоём месте, мамбэтик, я бы не заикался про «чья земля».

      • Fred Fingers

        Я предлагаю тебе, мой имбецильный ватный друг, а также всему великодержавному «Русскому населению» собраться и дружно пройти на чеченскую бутылку. Выполняй.

        • Андрей «Чеслав» Афанасьев

          Ответ отрицательный.
          Ты, быдло-мамбэт, можешь и дальше злопыхать и мечтать о «Якутии для Якутов», но ничего из этого не выйдет. Вас, таких, дебилов не много и все вы — ссыкло конченное, смелое только в толпе.
          На такие же жертвы и лишения, на которые пошли (НЕ умные, но отчаянные и отбитые на голову) чечены — вы, пещерные саха-нацики, не способны.

    • Svargaman

      Цитата: Возрождение же Якутского народа не может не радовать, это их земля и русским там делать нечего. — Если им позволят конечно.

      Верно, так же как Луганская область историческая территория Войска Донского и хохлам там места нет. Только Луганску уже не позволить сложнее. Если могли бы, уже бы запретили давно.

  • intpop

    слава богу, что якуты вполне успешно сохраняют свой язык и прочие аспекты культуры, также для выживания (и относительно комфортного существования) эффективно пользуясь русским языком как койне (языком империи)

    сохранение любой автохтонной культуры в условиях современности — это защита как минимум ценного памятника культуры, ценного музейного экспоната — со всеми утилитарными аспектами этого достояния

    https://youtu.be/ZVNvueL2Bn4